История и современность в зеркале Ринордийского мира Ксении Спынь
«Фантазия – всего лишь часть, хотя и немаловажная часть, того, что принято именовать реальностью. В конечном счете, неизвестно, к какому из двух жанров – к реальности или фантастике – принадлежит мир», – писал Хорхе Луис Борхес. Иными словами, все плоды цивилизации, которые мы видим вокруг, изначально пришли кому-то в голову. А взгляд под другим углом позволяет глубже изучить саму природу и устройство мироздания.
В этом смысле фантастическая литература в её многообразии: антиутопия, магический реализм, мистика, альтернативная история … – является своего рода художественным исследованием, попыткой приблизиться к истине, так как именно творческое – художественное – переосмысление действительности, будь то история или взгляд в будущее, зачастую становится пророческим. Кафка, Оруэлл, Хаксли, Лем… Социальный аспект фантастики – самый, пожалуй, важный, потому что связан с поиском и выражением идеалов общественного устройства, социокультурного восприятия мира и выстраивания человеческих отношений, и в итоге – понимания природы человека и формирования современных представлений о справедливом обществе.
Сновидческий мир трилогии «Ринордийский цикл» Ксении Спынь, выстроенный на стыке разных жанров фантастики: антиутопии, альтернативной истории, магического реализма, мистики и метафизики – заставляет читателя искать ответы в подсознании, то есть, вернуться к источнику, к неким высшим истинам, не укладывающимся в общепринятые понятия, потому что мир – переменчив и не имеет границ, он умирает и возрождается, но всякий раз иначе. Романы трилогии «Идол», «Чернее, чем тени», «Дальний свет» и книга «Междустрочья» с повестями и рассказами из жизни героев – это попытка проследить цикличность истории как некой философской системы или закона бытия. Империя «Идола» сменяется новой диктатурой и террором в «Чернее, чем тени», а роман «Дальний свет» повествует о поиске и невозможности найти если не гармонию в целом, то хотя бы социальный порядок, который бы всех устраивал. Неизменно остаются власть и оппозиция, правые и виноватые, ищущие и препятствующие развитию новых смыслов. Трилогия повествует не о смене исторических эпох и умении выжить и приспособиться, а о роли самого человека в истории, о выборе и судьбе, о способности (или неспособности) изменить ход времени и сохранить в себе истинно человеческое, что всегда неизменно и пребывает над миром и над историей.
Читать дальше на новостном портале ИМЕННО.ru >>>
Рецензия была размещена в 25 новостных и культурных СМИ Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников РФ (Челябинск, Воронеж, Саратов и т.д.)
12 раз статья выводилась в ТОП-Новости Яндекс и Google
ПОДРОБНЕЕ О РЕЦЕНЗИЯХ В СМИ