О поэзии Алексея Козлова в СМИ: рецензия, интервью

Написала рецензию на книгу «Стихи двух лет» Алексея Козлова:


К поэзии Алексея Козлова применимо определение Иосифа Бродского из Нобелевской лекции: «Поэт – это средство существования языка… Или, как сказал великий Оден, он – тот, кем язык жив». В стихотворениях Алексея Козлова действительно ощущается наша «видовая цель»: выжить как культурный пласт – и остаться живыми, бесконечно меняющимися и многоликими отражениями своего времени, потому что поэтическое восприятие мира шире личного, частного человеческого:

«По асфальту, что в ночь предвизитно в ухабы положен,
Чернотою блестя, впереди и с эскортом других
Привезут Его в рожь, где колосьями – мы, так похожи,
Как все капли воды – на любую другую из них».
(Из стихотворения «Второе Пришествие»)

В книге «Стихи двух лет» запечатлён, казалось бы, короткий отрезок творческого пути: тринадцатый и четырнадцатый год нашего века. Но являясь глубоко личным переживанием, поэзия Алексея Козлова становится подлинным выражением времени, и в конечном счёте – века, эпохи, как в капле заключается мир, а в каждом настоящем мгновении заключена прожитая нами жизнь:

«В моей руке стихи. Уже который год
Стою у фонаря (мы оба – прошлый век).
Я не прошу помочь, скорей – наоборот.
Уже который век – счастливый человек
В надежде не продать, а искренне вернуть».

В его строках слышится перекличка голосов Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Блока, Есенина, Булгакова, Экзюпери, Грина, Басё… Но это не спор с великим предшественникам, не попытка вырваться из прошлого, очертив ореол настоящего у себя над головой, как принято у поэтов-современников (не отринув идеалы – не создашь), нет, это опять же принятие сакральной истины, открывающейся немногим: прошлое вдохновляет, будущее творит, водит рукой поэта, направляет и судьбу, и строку. «Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает ещё колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом – то есть, всем лежащим впереди временем…Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения». Но отнюдь не любое, а лишь то, в котором на глазах у читателя происходит становление личности поэта, или лучше сказать – души, стихотворение – это всегда преодоление временной черты, прорыв в грядущее, предвидение.

Читать дальше в интернет СМИ «МОЯ ГАЗЕТА» >>>

 


Рецензия была размещена в 20 новостных и культурных СМИ Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников РФ (Челябинск, Воронеж, Саратов и т.д.)

9 раз статья попала в Новостные заголовки Яндекс и Google


По новой книге «Наших дней дилижансы» разместили интервью на LIVELIB:  

С поэзией Алексея Козлова я познакомилась в интернет, на сайте автора. В литературных журналах и конкурсных подборках, за исключением Антологии «Литературная Евразия», стихи Алексея Козлова мне не встречались, несмотря на то, что у поэта на сегодняшний день издано пять книг.
Поэзия Алексея Козлова, на мой взгляд, обособлена на современной литературной карте мира с той точки зрения, что являет собой некий поиск гармонии. Уточню: с одной стороны, сегодня существует поэзия, тяготеющая к традиционным формам, но не добавляющая новых смыслов, что не делает её уникальной; с другой стороны, в поисках революционных смыслов новейшая поэзия самозабвенно экспериментирует с формой, настолько усложняющей смысл, что он либо не воспринимается вообще, либо значительно уступает по значимости. На этом фоне поражает ясное и простое изложение «сложных истин». В поэзии Алексея Козлова форма подчиняется содержанию и тяготеет к традициям классиков именно потому, что перенасыщена философским смыслом. Как раз об этом: о поиске гармонии между формой и содержанием, о преемственности в искусстве и поиске новых смыслов – мы и поговорим в интервью с Алексеем:  

  1. Расскажите о своем творческом пути. Что привело вас в поэзию, как происходило становление поэта? Когда вы осознали, что не писать не сможете?

Постараюсь на все три вопроса и последующие отвечать очень кратко. Если под творчеством понимать мои стихи, то я начал их писать как собственно стихи совсем недавно — 5-6 лет назад. До этого я рифмовал посвящения моим друзьям к их дням рождений. Иногда писал какие-то шуточные или иронические вещицы, которым не придавал никакого значения.
Становление моё не закончено и, наверно, не закончится никогда. Искусству стихосложения я учился у друзей, которые помогали мне советами и поощряли отзывами, и у великих мастеров поэзии прошлого.
Когда начал писать стихи, я и понял, что не писать их не могу, то есть 5-6 лет назад.

  1. Есть ли у вас любимые стихи или, быть может, любимый автор среди современников? Какой период, по-вашему, переживает современная поэзия: расцвета или упадка? Чего, на ваш взгляд, ей не хватает, либо наоборот – чем она перенасыщена?

Современную поэзию я знаю очень плохо и любимого автора среди современных поэтов у меня нет. Многие стихи, написанные в наши дни, мне нравятся, некоторые — очень нравятся, но не более.
О современной поэзии в целом судить не берусь. Наверно, и зная её хорошо, не смог бы ответить на этот вопрос. Попробую отшутиться: судя по количеству талантливых авторов «на душу населения» — расцвет, а судя по вниманию, которое поэзии уделяют читатели (население) — упадок.

  1. Есть ли у вас кумиры среди великих предшественников? Как вы создаете свои произведения: в неком споре с ними, отталкиваясь от их идей и образов, или продолжая недосказанную ими мысль, храня преемственность в искусстве? Что важнее, по-вашему: поиск новых смыслов или сохранение традиционных ценностей?

Поэтов, стихи которых у меня в библиотеке, я не называю своими кумирами. Они скорее мои учителя, помощники и вдохновители. Не всё, написанное ими, шедевры поэзии, на мой взгляд. Это В. Маяковский, Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, С. Евтушенко, И. Бродский… Список далеко не полный, но стихи именно этих поэтов я часто перечитываю. Мой любимый поэт — И. Бродский.
Именно так и пишу свои стихи — и споря, и отталкиваясь, и продолжая, стараясь сохранить преемственность.
Если я понял правильно, это вопрос об оценке значимости нового и традиционного в поэзии. На мой взгляд, они равнозначны, всегда присутствуют и не только в поэзии. Приходит новое, чаще всего освистывается, а через некоторое время называется традиционным, но не заменяя всё предшествующее, а становясь рядом с ним.

  1. Среди критиков, литературоведов и просто любителей поэзии выделятся две точки зрения. Первая: поэзия – это идеальная музыка, в которой может полностью отсутствовать смысл. Вторая: поэтическое слово – наиболее короткий путь к переосмыслению сложных истин – и здесь любая форма приемлема. В ваших стихах чувствуется гармония (или во всяком случае её поиск) между формой и содержанием. Что для вас всё же важнее, как приходят стихи – как озарения, либо вы долго работаете над формой, рифмой, ритмом и т.д., чтобы передать точный смысл?

В красивом сочетании слов, не имеющем смысла, поэзии не вижу. То есть, я придерживаюсь второй точки зрения. Мне кажется, написанное в виде стихотворения должно оправдывать широкие белые поля слева и справа, не заполненные знаками. Хотя бы из уважения к тому дереву, чьё тело использовано для производства бумаги.
Если говорить о форме представления текста, то это вопрос вкуса и личных предпочтений. Запись в формате А4 или без знаков препинания и прописных букв мне не по душе. Я пишу отдельными строфами. Это удобнее и писать, и читать, на мой взгляд.
Самым лучшим ответом (в моём случае) на последний вопрос будут строки А. Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора…» Часто мои стихи возникают буквально из ничего — из какой-то фразы, рифмы, обрывка мысли и т. п. Разумеется, после рождения «ребёнка» следует воспитание, привитие хороших манер и борьба с вредными привычками.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ НА LIVELIB.RU >>>


Рекомендую посетить авторский сайт поэта: http://alexk88.wixsite.com/poems-and-art